Вступление.

После завершения формирования стиля японских мечей на «накаго» (хвостовике меча) стали оставлять различную информацию («кивамэ-мэй» — подпись кузнеца и эксперта, «сэцудан-мэй» — подпись испытателя, биографию меча) в виде инкрустации золотом. Профессор Хонма Дзюндзи в рамках своего исследования на основании фотографий инкрустированных золотом подписей Хонъами Котоку проанализировал эпохальные изменения в стилях написания иероглифов и структуре подписей, таким образом, положив начало их исследованию (1). После этого Цудзимото Сунао провел тщательное исследование метода нанесения подписей, инкрустированных золотом (2), а в 1965 — 1975 годах Огасавара Нобуо написал ряд работ об инкрустированных золотом «сэцудан-мэй» на мечах, испытанных Ямано Каэмон Нагахиса и Ямано Кандзюро Хисахидэ (3).

Однако, других примеров подписей, помимо имеющих отношение к дому Хонъами, по информации на которых можно установить мастеров, нанесших инкрустацию и набросок подписи (с помощью «Умэтада Мэйкан» (справочника подписей Умэтада) и пр.), не обнаружено (4). В связи с этим исследование профессора Хонма Дзюндзи, касающееся инкрустированных золотом подписей, не имело большого резонанса в специализированных кругах, и в настоящее время работ, посвященных данной теме, очень мало.
В данной работе на основании подхода, используемого в исследовании Хонма Дзюндзи, мы изучили инкрустированные золотом «сэцудан-мэй» на примере дома Ямано, известного в первой половине периода Эдо своими специалистами в «тамэси-гири» (испытание меча).

Данная работа затрагивает 4 основные темы: первая глава является расширенным и углубленным вариантом вышеуказанного исследования деятельности Ямано Каэмон Нагахиса и Ямано Кандзюро Хисахидэ, вторая глава описывает особенности и изменение иероглифов в подписях «сэцудан-мэй» Каэмон Нагахиса, в третьей главе на основании анализа, проведенного в предыдущей главе, выдвинуты предположения, касающиеся смены имени Кандзюро Хисахидэ, а в четвертой главе приводятся рассуждения о мастерах, наносивших инкрустацию.

Глава 1. О Ямано Каэмон Нагахиса и Ямано Кандзюро Хисахидэ.

Часть 1. О Ямано Каэмон Нагахиса.

Хорошая режущая способность является непременным условием японского меча, поэтому испытание «тамеси-гири» было обязательной процедурой. Однако, на заре периода Эдо испытания в основном проводились представителями военного искусства, а не специалистами. В трактате Ямамото Дзете «Хагакурэ» описывается сцена о том, как 14-15-летних воинов заставляли рубить головы, причем молодой Набэсима Кацусигэ также участвовал в этих испытаниях под руководством Набэсима Наосигэ.

Документ 1: японский меч «катана».

Подпись: Идзуми-но Канэсигэ. (инкрустация золотом) 10 декабря 3 год периода Мэйрэки (1657 г.) Меч испытан «сэцудан» (разрубанием) 3 тел, Ямано Каэмон Нагахиса, в Асакуса города Эдо провинции Мусаси («као» — личная стилизованная отметка). Меч испытан Ямано Каэмон Нагахиса (51 год) ударом «Оовакигэ» (подмышечный удар), разрубанием («сэцудан») двух положенных друг на друга тел («као»). (из 56-го сборника важных мечей)

Предполагается, что автор, Дзете, по приказу Набэсима Наосигэ также принимал участие в рубке тел приговоренных к казни заключенных. Таким образом, «тамэси-гири» являлось одной из традиций боевого духа, начиная с периода Сэнгоку до начала периода Эдо, выполнялось представителями военного искусства и считалось своего рода развлечением (5). Даже Накагава Сахэйта Сигэёси, который практически не оставил после себя «сэцудан-мэй», не являлся специалистом в «тамэси-гири» (6). В начале периода Эдо данная традиция, восходящая к смутным временам эпохи Сэнгоку, стала постепенно ослабевать, а на фоне построения иерархии в Бакуфу (сегунате) появились люди, специализирующиеся на проведении «тамэси-гири». Основоположником этого течения предположительно является Ямано Каэмон Нагахиса.

Дом Ямано, наиболее выделявшийся среди специалистов «тамэси-гири» в первой половине периода Эдо, представлен тремя поколениями (Нагахиса, Хисахидэ, Хисатоё). Известно множество людей (7), осуществлявших «тамэси- гири» на протяжении всего периода Эдо, причем дом Ямано оставил среди них наибольшее количество подписей «сэцудан-мэй», подавляющая часть которых выполнена в золотой инкрустации на «накаго».

Несмотря на отсутствие документов, определенно указывающих на то, что Ямано Каэмон Нагахиса являлся персональным испытателем мечей при сегунате, число оставленных им «сэцудан-мэй» позволяет сделать вывод о его специализации на «тамэси-гири». Нагахиса пблучил свои знания от Накагава Сахэйта и за всю свою карьеру осуществил «тамэси-гири» примерно 10 тысяч тел. Фукунага Сэйкэн заявляет, что «количество японских мечей с подписью «тамэси-мэй» Нагахиса превышает тысячу» (8). Данные о тысяче мечей не подтверждены, однако количество сохранившихся на данный момент «сэцудан- мэй» доходит до нескольких сотен. Содержащаяся в них информация является важным источником для исследования золотых инкрустаций, из которой можно почерпнуть, каким образом проводились «тамэси-гири».

Подписи «Сэцудан-мэй» Нагахиса появились в последний год периода Канъэй (1645 год), а в, предположительно, последней подписи стоит дата: 7 год эпохи Канбун (1667 г.), то есть период деятельности Нагахиса составляет около 30 лет.

Документ 2. «Вакидзаси» (короткий меч для ношении на поясе).

Подпись: гравировка также выполнена мастером

Нагасонэ Окисато Котэцу Нюдо (инкрустация золотом).

25 ноября 1661 г. (1 год периода Канбун)

Меч испытан Ямано Каэмо Нагахиса (64 года) («као»),

Меч испытан«сэцудан» (разрубанием) 2 (иногда 3) тел ударом «Вакигэ».

(из Котецу Тайкан — энциклопедии работ Котэцу) (12).

Токэн Бидзюцу (Искусство японского меча), октябрь 2010 г. (№ 669)

Документ 3: меч «Вакидзаси».

Подпись: гравировка также выполнена мастером

Нагасонэ Котэцу Нюдо Окисато (инкрустация золотом),

8 августа 1663 г. (3 год периода Канбун).

Меч испытан Ямано Каэмон Нагахиса (66 лет) («као»).

Меч испытан «сэцудан» (разрубанием) 3 тел.

(из Котецу Тайкан — справочника работ Котэцу) (12).

 

Документ 4: японский меч «Катана».

Подпись: меч мастера Фудзивара Дайдзё Тадакуни, проживавшего в провинции Хидзэн наместника Харима (инкрустация золотом).

8 мая 1664 г. (4 год периода Канбун).

Меч испытан Ямано Каэмон Нагахиса (67 лет) («као»).

Меч испытан «рё — курума» (ударом поперек бедер) с разрубанием («сэцудан») 3 тел.

(из 14-го сборника важных мечей).

В начале своей деятельности Нагахиса присвоил себе имя Кандзюро, однако приблизительно в 3-4 году периода Сёхо (1647-1648 гг.) он сменил имя на Каэмон (9). Считается, что сразу после смены имени он некоторое время использовал имя «Нагахиса» (где иероглиф «нага» имеет значение «длинный»), однако практически во всех его «сэцудан-мэй» периода Кэйан (1648 — 1651 гг.) присутствует только «Ямано Каэмон», а имя отсутствует. На данный момент «сэцудан-мэй» с использованием имени Нагахиса (где иероглиф «нага» имеет значение «длинный») практически не сохранилось (10). Одним из дошедших до наших дней мечей с этим именем является катана «Идзуми-но Канэсигэ» с инкрустированной золотом подписью из 56-го сборника важных мечей. Это изделие является важным материалом для анализа инкрустированных золотом «сэцудан-мэй» раннего периода деятельности Каэмон Нагахиса (документ 1). Также для подписей раннего периода нехарактерно наличие информации о возрасте, поэтому, исходя из «сэцудан-мэй», содержащих упоминание о возрасте Нагахиса, можно предположить, что он использовал имя с иероглифом «Нага» в значении «длинный» приблизительно в 1 году эпохи Кэйан (1648 г.). На основании подписей, датированных позже 3 года периода Дзёо (1654 г.), в которых всегда присутствует имя Нагахиса с иероглифом «Нага» в значении «долгий, вечный», можно предположить, что переход от одного иероглифа к другому состоялся в период с 1648 по 1654 гг.

Начиная с 1 года периода Канбун (1661 г.), Нагахиса, которому исполнилось 64 года, чувствуя приближение старости, начал включать в подпись свой возраст, что раньше было для него нехарактерно (11). Вплоть до дня смерти в июле 7 года периода Канбун (1667 г.) он оставлял по несколько «сэцудан-мэй» в год с указанием своего возраста: 65, 66, 67, 68, 69, 70 лет (документы 2,3,4).

До нашего времени дошли три меча, в подпись которых включена информация о том, что Нагахиса являлся уроженцем Сэндай (документ 5); также мы знаем о мече «вакидзаси» (14) мастера Ходзёдзи Ёсицугу, испытанном сыном Хисахидэ и пожертвованном храму Сиогама Дзиндзя. Эти факты определенно указывают на то, что Нагахиса родился в Сэндай. Также необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что информация о месте рождения Нагахиса присутствует только на изделиях мастера Яматоноками Ясусада. Ясусада и Нагахиса были хорошо знакомы с ранних лет, а на изделиях Ясусада, датированных периодом Кэйан (1648-1651 гг.), присутствуют «сэцудан-мэй» Нагахиса. Таким образом, эти изделия можно отнести к раннему этапу деятельности Нагахиса. В последующие годы вплоть до своей смерти в 7 году периода Канбун Нагахиса также периодически осуществлял «тамэси-гири» изделий Ясусада, о чем свидетельствуют «сэцудан-мэй» с соответствующими датами. По нашему мнению, количество мечей, подписанных Нагахиса, у мастера Ясусада превышает это же количество у мастера Нагасонэ Котэцу. На основании того факта, что на изделиях Ясусада «сэцудан-мэй» Нагахиса, выполненные не в золотой инкрустации, а в технике «кирицукэ-мэй» (насечка), встречаются чаще, чем на изделиях других мастеров Эдо.

Продолжение следует…