Первые упоминания о кузнецах Гассан относятся к ранней эпохе Камакура (1185 – 1333). Тогда в горах земли Дэва осуществляли свои духовные практики члены закрытых религиозных обществ. В первую очередь, речь идёт о культе Сюгэндо, вобравшем в себя синтоистские верования, мистику даосизма и эзотерику буддизма. У монахов существовали представления о горах как о «местах чудодейственной силы». Там среди вековых высоких деревьев были отстроены святилища и храмовые комплексы, в том числе, Дэва-Сандзан, для которого кузнецы Гассан ковали оружие.

 

С годов Кэнкю (1190 – 1199) «оружейники севера» (Эдзо кадзи), перемещались в другие области, в частности, Хитати, еще дальше в Идзумо, Хоки и даже на юг – Кюсю. В этих землях затем появлялись кузнецы, именовавшиеся Гассан и называвшие себя потомками Гассан из Дэва.
В Дэва-Сандзан находится наиболее старая на сегодняшний день подписанная работа Гассан, относящаяся ко времени Намбокутё (1334 – 1392) – периоду противостояния Южного и Северного императорских дворов. Более ранние произведения Гассан не несут на себе подписи авторов. В период с эры Оэй (1394 – 1428) по годы Эйроку (1558 – 1570) встречаются кузнечные произведения с подписью из двух иероглифов «Гассан» либо работы, на которых «Гассан» отчеканено в начале подписи. Все они по технике исполнения имеют много общего, за исключением мечей Гассан годов Эйсё (1504 – 1521), где явно присутствует влияние «позднего Бидзэн».

 

Ко времени «Новых мечей» (1596 – 1781) активность представителей кузнечной школы Гассан (Ко-Гассан) спала, и уже в начале периода Эдо (1603 – 1867) не было известно о каких-либо мастерах. Высказывают разные предположения на этот счет, связанные, в том числе, с упадком религиозных обществ региона Дэва. Говоря о возрождении прерванной традиции вспоминают имя известного кузнеца XIX столетия – Гассан Садаёси (Яхатиро). Он родился в 1800 году в Дэва Сасагава в семье Гассан Садатика. В третьем году Бунсэй (1820) двадцатилетним юношей он поступил в ученики к Кавабэ Гихатиро Фудзивара Суйсинси Масахидэ. Двадцать седьмого сентября восьмого года эры Бунсэй (1825) в возрасте семидесяти шести лет Суйсинси Масахидэ скончался. В том же году двадцатого октября ушел из жизни его сын и приемник – Суйсинси Масахидэ II (Кавабэ Кумадзиро). Гассан Садаёси некоторое время продолжал обучаться разным направлениям кузнечного искусства, после чего в первом году Тэмпо (1830) обосновался в крупном торговом городе Осака провинции Сэтцу, где снискал авторитет как искусный мастер в изготовлении мечей. Среди имён учеников Садаёси упоминаются Сугимото Садахидэ, Кусано Ёсиаки, Хории Танэёси, Ягоро Садакадзу. Последний стал приемным сыном1 Садаёси и продолжил линию Осака-Гассан после смерти отца в третьем году Мэйдзи (1870) в возрасте 70-ти лет.
Гассан Садакадзу (1836 – 1918) вошел в историю как известный оружейник и искусный гравер. В тридцать девятом году эры Мэйдзи (1906) он обрёл высокое признание, получив звание «Мастер императорского двора» (Тэйсицу Гигэи-Ин). Известны его работы, выкованные в стилях Бидзэн и Сагами, а также изделия с отличительной чертой в виде концентрического узора стали (аясуги-хада), возрождённого некогда Гассан Садаёси. Среди изделий Гассан Садакадзу – подношения императорам Мэйдзи и Тайсё. Садакадзу передал свои знания Такахаси Нобухидэ, который поступил к нему в ученики после смерти Унсю Такахаси Наганобу, а также Мориока Масаёси и своему сыну Эйтаро, который родился во втором году Мэйдзи (1869)2. В июле седьмого года Тайсё (1918), после смерти Садакадзу, в Осака под именем Гассан Садакацу Эйтаро возглавил школу.
Вникать в сложности семейного ремесла Садакацу начал с раннего возраста. Уже одиннадцатилетним мальчиком он помогал отцу. Когда в тридцать девятом году Мэйдзи (1906) Садакадзу было дано милостивейшее указание приступить к изготовлению мечей для императорской армии, Садакацу взялся ему помогать, однако через некоторое время отец и сын получили распоряжение заниматься этой работой вместе. Внимательность и терпение помогали Садакацу с успехом справляться с работой. Будучи прилежным учеником он впитывал знания отца о методах изготовления клинка в стилях Бидзэн, Сагами, Ямато и познавал особенности кузнечной школы Аватагути.

 

Пример работы Гассан Садакацу в стиле Ямато (Ямато-дэн).
Катана с длиной клинка 663 мм (2 сяку 1 сун 9 бу) и подписью:
«С почтением сделал Гассан Садакацу.
Один из благоприятных дней февраля года быка под девизом Тайсё (1925)».
Ходзон Токэн NBTHK 2011 г. Из собрания «Оригами-Токэн».

 

«Глубоко почитая религиозные постулаты, стремясь к гармоничному развитию души и тела, воспитывая себя в духе бусидо, он сконцентрировался на занятиях кэндо, добившись в фехтовании четвертого дана. И так было во всем, где он стремился к самосовершенствованию. Какую бы из его кузнечных работ мы не взяли, любая из них – это воплощение красоты и совершенства»3.

 

 

Пример работы Гассан Садакацу, продемонстрированный Иимура Ёсиаки в «Большом обозрении Новейших мечей».
Катана с длиной клинка 676 мм и подписью: «Один из благоприятных дней декабря восьмого года эры Сёва (1933).
С почтением сделал Гассан Садакацу, житель Осака (као).
В ознаменование рождения Его Величества наследного принца».
Иимура Ёсиаки, Синсинто Тайкан, 1966, с. 677. Из личной библиотеки.

 

Гассан Садакацу обрёл признание как в кругу знатоков оружейного дела, так и среди широкой общественности.
11 февраля девятого года эры Сёва (1934) по случаю Дня Империи (Кэнкоку Кинэн-но Хи) губернатор префектуры Осака – Кэн Синобу вручил Гассан Садакацу свидетельство Заслуженного работника искусств, что само по себе явилось показателем особого внимания к творчеству кузнечного мастера.

Свидетельство, выданное Гассан Садакацу. Дай Нихон Токэн Сёко Мэйкан, 1942, с. 88.
Из личной библиотеки.

Свидетельство

Осака-си, Хигаси-ку, Ярия-мати Выдано: Гассан Садакацу

Гассан Эйтаро
Настоящим свидетельствуем, что указанное лицо награждается памятным подарком в виде кэмбё4 в ознаменование его трудов по развитию кузнечного искусства, успехов в более чем пятидесятилетней работе по сохранению секретов и развитию традиций предков, вклада в воспитание японского духа, создание многочисленных замечательных кузнечных работ и всестороннее развитие этого искусства.
11 февраля девятого года эры Сёва (1934) Губернатор префектуры Осака, государственный служащий 4 класса 3 разряда Кэн Синобу

Работа Гассан Садакацу, демонстрирующая старинную форму клинка (когарасу-дзукури),
отсылающую ко времени Нара (710 — 794).
Катана с длиной клинка 657 мм (2 сяку 1 сун 7 бу) и подписью: «С почтением сделал Гассан Садакацу из Осака (као).
2600-й год от основания империи (1940). Использована улучшенная сталь акционерного общества Нихон Сатэцу Когё».
Ходзон Токэн NBTHK 1986 г. Из частного собрания. Публикуется с личного разрешения владельца.

В семнадцатом году Сёва (1942) Курихара Хикосабуро, бывший руководителем Академии японского меча (Нихонто Гакуин) и Института ковки японского меча (Нихонто Танрэн Дэнсю Дзё), в системе оценки мастерского уровня оружейников первой половины XX столетия включил имя Гассан Садакацу в первую и главную группу – «Сайдзё-саку», нахождение в которой предполагало самый высокий (исключительный) уровень работы. Известный историк и эксперт в области японского меча Иимура Ёсиаки в своей работе «Большое обозрение «Новейших мечей»» (Синсинто Тайкан) на страницах 676 – 678 в специальном кратком разделе «Сёва – Гэндайто» упомянул Гассан Садакацу и еще нескольких наиболее ярких представителей кузнечного сообщества (Хории Тосихидэ, Курихара Акихидэ, Касама Сигэцугу и др.). В двенадцатом году Сёва (1937) свет увидела работа о японских мечах Фудзисиро Ёсио – «Словарь японских кузнецов»/Том «Новые мечи» (Нихон Токо Дзитэн, Синто-хэн). В эту замечательную книгу помимо оружейников XVII – XIX вв., включены единицы кузнечных мастеров первой половины XX столетия. Среди последних на 377 странице значится имя Гассан Садакацу. Упоминание в работе Фудзисиро, несомненно, говорит о признании заслуг кузнеца уже при его жизни.

Пример работы Гассан Садакацу в стиле Сосю (Сосю-дэн).
Катана с длиной клинка 683 мм (2 сяку 2 сун 5,5 бу) и подписью: «Август восемнадцатого года Сёва (1943).
С почтением сделал Гассан Садакацу (као). Меч — священное сокровище трёх божеств. Да будет вечно сияние его!»
Ходзон Токэн NBTHK 2010 г. Из частного собрания. Публикуется с личного разрешения владельца.

«Постоянно совершенствуя свое мастерство, он вплоть до сегодняшнего дня, когда отмечается его семидесятилетний юбилей, продолжает накапливать драгоценный опыт, не поддающийся простому описанию. Наконец, глубоко изучив своё ремесло, он встал в один ряд с выдающимися кузнецами современности, став поистине легендой»5.

Гассан Садакацу. Дай Нихон Токэн Сёко Мэйкан, 1942, с. 88. Из личной библиотеки.
Гассан Садакацу ушёл из жизни в возрасте семидесяти четырёх лет 24 декабря восемнадцатого года Сёва (1943). Приемником Садакацу стал его третий сын – Нобору, родившийся в сороковом году Мэйдзи (1907) и работавший под именами Садамицу и Такатэру. Позднее он стал известен как Гассан Садаити или в ином прочтении имени как Гассан Садакадзу (Садакадзу II). Этот оружейник уже в современной истории японского меча в сорок шестом году Сёва (1971) стал обладателем почетного звания «Достояние нации в области нематериальной культуры» (Дзюё Мукэй Бункадзай6).

Генеалогические связи в кузнечной школе Осака-Гассан,
продемонстрированные в «Лекциях по японскому мечу» (Нихонто Кодза, том Синсинто,
с. 234). Схема дополнена переводом автора.


1Практика усыновления – обычное явление в жизни японской семьи. Традиция обязывала обеспечить продолжение рода по мужской линии. В феодальный период собственность семьи, оставшейся без такого наследника, конфисковали в пользу казны.
2Существует версия, что старший сын в семье Гассан Ягоро Садакадзу родился 18 августа шестого года эры Мэйдзи (1873). Эта дата противоречит информации о 1869 годе, когда, согласно большинству источников, был рожден Садакацу (Эйтаро).
3Нихон Токэн Симбунся Хакко, Дай Нихон Токэн Сёко Мэйкан, 1942, с. 88.
Кэндо («Путь меча») – искусство владения японским мечом. Дан – мастерская степень.
4Кэмбё — декоративное панно.
5Нихон Токэн Симбунся Хакко, Дай Нихон Токэн Сёко Мэйкан, 1942, с. 88.
6До него этой чести удостоились Такахаси Садацугу, обучавшийся в школе Осака-Гассан, и Мияири Акихира.
При написании статьи автор опирался на следующие источники
— на японском языке:
Моригути Рюудзи, Дэва Сандзан Синко то Гассан Токо, 1988.
Токуно Кадзуо, Токо Тайкан, 1977.
Нихон Токэн Симбунся Хакко, Дай Нихон Токэн Сёко Мэйкан, 1942.
Фудзисиро Ёсио, Нихон Токо Дзитэн. Синто-хэн, 1937.
Иимура Ёсиаки, Синсинто Тайкан, 1966.
Нихон Бидзюцу Токэн Ходзон Кёкай, Токэн Бидзюцу № 619 (август 2008 г.).
— на английском языке:
Morihiro Ogawa, Japanese Master Swordsmiths: The Gassan Tradition, 1989
А.Толстых
02.06.2013