В XX столетии среди многочисленных имен исследователей японского оружейного искусства, оставивших после себя ценные и широко известные труды, базирующиеся на глубоком изучении тематики, привлекает личность Фудзисиро Ёсио. Этот человек обладал разносторонними талантами, что позволило ему быть полировщиком японских мечей, страстным исследователем и автором книг, экспертом, а также вручать кузнечные произведения в руки благодарных покупателей в своём собственном оружейном магазине. Фудзисиро Ёсио родился 6 сентября тридцать пятого года под девизом Мэйдзи (1902) в семье полировщика японских мечей Фудзисиро Фукутаро. Он был первым сыном своего отца. В эту семью пришла радость рождения семерых детей, трое из которых, сыновья Ёсио, Такэо и Мацуо, продолжили дело родителя в довольно непростое время для японского меча. В третьем году эры Тайсё (1914) семья проживала в Токио в районе Канда, а уже на следующий год Фудзисиро переехали в район Кудан рядом с храмом Ясукуни. В возрасте пятнадцати лет Ёсио начал получать навыки шлифовки и полировки меча у своего отца. Обладая разносторонними интересами и широкими взглядами, начав обучение, а затем и выполнение работ по заказам, Ёсио через некоторое время пришел к выводу о необходимости открытия собственного оружейного магазина. Нужно отметить, что с течением времени ситуация вокруг японского меча постепенно стала меняться. С усилением роли военных кругов и выбором одной из платформ японской политики национальных идей, опиравшихся среди прочего на воинские традиции прошлого, интерес к оружейному искусству вновь вырос. В предисловии издательства к «Архиву по торговым операциям и производству мечей в Великой Японии» сказано: «В условиях развития Великой Восточно-азиатской войны, когда произошли инциденты в Маньчжурии и Шанхае, мечи в нашей стране переживают период активного возрождения…» (Дай Токэн Сёко Мэйкан, Нихон Токэн Симбунся Хакко, 1942, с. 3).
Ёсио начал заниматься отбором мечей для своего магазина и последующей продажи. На этом пути произошел случай, который заставил его переосмыслить ряд вещей и более углубленно начать изучение всех тонкостей оружейного ремесла. В ходе сделки с покупателем в пятом году Сёва (1930) в адрес двадцатисемилетнего Ёсио одним из экспертов-оценщиков было сделано заявление, что проданный меч оружейника Минамото Киёмаро не является подлинной работой. Это было довольно серьезным репутационным риском для продавца, к тому же в условиях, когда экспертное мнение как таковое не ставилось под сомнение. Но, несмотря на это, опираясь на свой опыт и знания, Фудзисиро Ёсио не принял такое положение дел и выступил с противоположным экспертному мнению заключением по мечу Киёмаро, считая его подлинным творением кузнеца. Одновременно с этим он направил всё время и силы на исследование кузнечных работ эпохи «Новейших мечей» (Синсинто). Итогом этого изучения стала изданная в мае шестого года Сёва (1931) книга под названием «Подписи Минамото Киёмаро» (Минамото Киёмаро-но Мэй). В следующем году (1932) Фудзисиро Ёсио начал обучение в Обществе изучения японских мечей (Нихон Токэн Кэнкю Кай) под руководством крупнейшего в то время специалиста Хонъами Косон (Кавагути Тэйкити (1879 – 1955), сын полировщика Кавагути Маготаро).
Фудзисиро Ёсио. Весна пятнадцатого года Сёва (1940).
Нихон Токо Дзитэн, Фудзисиро Мацуо, том Синто, издание 1984 г. Из личной библиотеки.
В это время Ёсио продолжает выпускать «Ежемесячник Фудзисиро» (Фудзисиро Гэппо), общее количество выпусков которого достигло двухсот четырнадцати. Особое внимание заслуживают выполненные им осигата (форма, полученная давлением) мечей, которые бесспорно нужно признать одними из лучших, в особенности при сравнении с осигата мечей, полученными другими специалистами того времени, не уделявшими столько внимания деталям как Фудзисиро. Ёсио была разработана так называемая «осигата Фудзисиро» накатным роликом. В седьмом году Сёва (1932) автор выпускает очередную книгу под названием «Оружейный справочник» (Токэн Бэнран). Здесь стоит отметить, что в своих книгах Фудзисиро Ёсио отошел от практики брать за основу имеющиеся постулаты и принципы, а поставил во главу угла исключительно личные наблюдения и следование фактам. Это видно уже по первой его книге о творчестве Киёмаро, где опущены обсуждения и заимствования, а зафиксированы лишь точные характеристики работ кузнеца. Более того, им был вскрыт ряд неточностей старых книг по оружейному ремеслу, до того не подвергавшихся сомнениям. Всё это в совокупности позволило автору получить известность уже в сравнительно молодом возрасте, зарекомендовать себя как серьезного специалиста с системным подходом. Его книги имели большой успех, и вырученные с их продажи средства позволили ему забыть о многих трудностях.
В девятом и десятом годах Сёва (1934, 1935) Фудзисиро Ёсио выпускает «Иллюстрированный оружейный каталог» (Токэн Дзуроку) и «Иллюстрированный справочник известных мечей» (Мэйто Дзукан). Его авторитет окреп, он занимается экспертной оценкой. В одиннадцатом году Сёва (1936) увидела свет работа Фудзисиро под названием «Исследование /творчества/ трех мастеров эпохи Эдо» (Эдо Сансаку-но Кэнкю). Большое количество кузнечных работ, проходивших через руки Фудзисиро Ёсио, позволило ему собрать внушительную коллекцию осигата мечей всех периодов, которая умножилась его родственниками.
Рекламный проспект магазина Фудзисиро, предлагающий торговлю мечами по почте (с бесплатной отправкой каталога), заточку клинка и изготовление ножен, изготовление оправ военных мечей, определение подлинности, оценку и экспертизу, принадлежности для мечей, торговлю шлифовальными камнями, оптовую и розничную торговлю шнурами для рукояти (предоставление образцов), торговлю литературой по мечам. Перечислены книги Фудзисиро Ёсио и их стоимость.
Токио, Кодзимати. Кудан 4-3 ФУДЗИСИРО СЁТЭН.
Дай Нихон Токэн Сёко Мэйкан, Токэн Симбунся Хакко, 1942, с. 21. Из личной библиотеки.
В январе двенадцатого года под девизом Сёва (1937) издан «Сборник осигата всех известных мечей» (Мэйто Дзэнсин Осигата Сю), а в октябре вышла из печати, пожалуй, наиболее известная сегодня работа Фудзисиро Ёсио «Словарь японских кузнецов» (Нихон Токо Дзитэн) или, точнее будет сказать, та ее часть, которая относится к «Новым мечам» (Синто-хэн). В том же году Фудзисиро Мацуо женился и вместе со своей женой обустроился в новом доме. В отличие от своего старшего брата Ёсио, отошедшего от шлифовки и полировки клинков, Мацуо продолжал совершенствоваться на этом поприще, снискав заслуженный авторитет. Один из случаев в его биографии заслуживает того, чтобы его упомянуть. Однажды Фудзисиро Ёсио передал своему младшему брату катана работы оружейника Кунитоси, который был в работе у известного полировщика, но по итогам своим состоянием не удовлетворил ожиданий, так как не отвечал необходимым требованиям по выявлению индивидуальных особенностей клинка. Мацуо принял этот меч и через некоторое время вернул его брату с великолепной полировкой. Более того, против 50 иен, взятых полировщиком, Мацуо за свою работу установил цену лишь в 20 иен. Этот случай послужил бы весьма поучительным примером для многих современных мастеров или тех, кто стремится ими стать.
Работа по созданию «Словаря японских кузнецов» (Нихон Токо Дзитэн) была окончена в тринадцатом году Сёва (1938), когда свет увидела его вторая часть или, говоря с учетом периодизации, первая, повествующая о «Старых мечах» (Кото-хэн). Эта объёмная работа, состоящая из двух частей, широко представляет множество кузнечных имен разных периодов. В ней Фудзисиро Ёсио применил систему оценки, которая включает пять ступеней: «Самый высокий (исключительный) уровень работы» (Сайдзё-саку), «Высочайший уровень работы» (Дзёдзё-саку), «Высокий уровень работы» (Дзё-саку), «Уровень работы выше среднего» (Тюдзё-саку), «Средний уровень работы» (Тю-саку). Подход автора в экспертной оценке был довольно критичен и не допускал эмоциональных суждений. Оттого к оценочной классификации Фудзисиро обращаются по сей день, и она не утратила актуальности. К примеру, среди оружейников «Новых мечей» (Синто), включая кузнецов «Новейших мечей» (Синсинто), лишь немногие значатся как мастера «Самого высокого (исключительного) уровня работы» (Сайдзё-саку): Умэтада Мёдзю (Умэтада Хикодзиро), Куниканэ I (Хонго Гэндзо), Нанки Сигэкуни (Мондзю Куродзабуро), Хорикава Кунихиро (Танака Кинтаро), Хидзэн Тадаёси I (Хасимото Синдзаэмон), Ханкэй (Нода Дзэнсиро, Киётака), Иноуэ Синкай (Иноуэ Хатиробээ, Кунисада II), Нагасонэ Окисато (Нагасонэ Котэцу), Суйсинси Масахидэ (Кавабэ Гихатиро), Наотанэ Тайкэй (Сёдзи Минобээ), Минамото Киёмаро (Ямаура Кураносукэ). Фудзисиро Мацуо, ставший одним из выдающихся полировщиков японских мечей второй половины XX столетия, в предисловии к многократно переизданному под его редакцией «Словарю японских кузнецов» (том Синто) писал: «Издание не ограничивается обычным словарем, в нем прослеживается реальное положение вещей в этой области, и многие хотели бы чтобы этот шедевр литературы по японским мечам был переиздан. Именно поэтому после внесения в него необходимых правок, связанных с новыми открытиями в этой области, было решено пойти навстречу многочисленным пожеланиям…» (Нихон Токо Дзитэн, Синто-хэн, 1984). Он же в предисловии к другой части (том Кото) в октябре тридцать девятого года Сёва (1964) отметил: «Сегодня, когда минуло двадцать пять лет со дня ее первого издания, эта книга не только поражает своей свежестью, но, можно предположить, что истинная оценка ее достоинств еще впереди…» (Нихон Токо Дзитэн, Кото-хэн, 1964).
«Словарь японских кузнецов»/Нихон Токо Дзитэн в двух частях.
Из личной библиотеки.
В четырнадцатом году Сёва (1939) вышло в свет «Новое кузнечное собрание (Токо Синсэн), где было представлено двести пятьдесят подписанных мастерами мечей. В этой работе Фудзисиро Ёсио помимо оценочной классификации, примененной им в «Словаре японских кузнецов» (Нихон Токо Дзитэн), указал и рыночную стоимость оружейных произведений по состоянию на первую половину четырнадцатого года Сёва (1939), причем дифференцируя её как по типу меча, так и по имеющейся подписи на хвостовике. В предварительных замечаниях он отметил: «Рынок мечей – это живой организм. Поэтому необходимо в достаточной степени иметь в виду, что цены и качество могут отличаться друг от друга…» (Токо Синсэн, 1939).
«Новое кузнечное собрание»/Токо Синсэн.
Из личной библиотеки.
В августе того же года вышел «Каталог новых и старых известных мечей» (Синко Мэйто Итиран). На следующий год в июле (1940) увидела свет работа под названием «Обзор японских мечей. Новые методы исследований» (Нихонто Ёран. Нихонто Кэнкю-но Синдо). В июне шестнадцатого года Сёва (1941) вышел семьдесят второй «Сборник иллюстрированного справочника известных мечей» (Мэйто Дзукан Сю). Из-за недостатка бумаги на этом издание было закончено. Позже в декабре был издан «Сборник «Новых мечей». Закалка и символы подписей» (Синто Сю. Хамон то Мэйдзи). В разгар военных действий в регионе Тихоокеанского бассейна в восемнадцатом году Сёва (1943) издан «Сборник «Новейших мечей». Закалка и символы подписей» (Синсинто Сю. Хамон то Мэйдзи). Из-за нехватки бумаги приостановлены выпуски других работ Фудзисиро Ёсио. Один из его учеников Сибата Мицуо вместе с Фудзисиро Мацуо переиздал книгу Ёсио о «Новых и Новейших» мечах.
«Сборник «Новых мечей». Закалка и символы подписей»/Синто Сю. Хамон то Мэйдзи.
Из личной библиотеки.
Поражение страны во Второй мировой войне стало глубоким потрясением для японского народа. Япония потеряла все приобретенные ей колонии, а с ними и влияние. Страна была обязана платить крупные репарации, а её управлением полностью занимался штаб оккупационных войск. Согласно Потсдамской декларации в 1945 году (двадцатый год Сёва) была проведена демобилизация армии. Военные были лишены прав на пенсию. Офицеры были обязаны к сдаче непременного атрибута военной формы – меча. Вместе с конфискацией военных мечей была развернута крупная кампания по изъятию любого иного оружия (традиционных японских мечей), находившегося у гражданского населения. Фудзисиро Ёсио был крайне уязвлен решением оккупационных властей об изъятии японских мечей и многочисленными фактами их уничтожения. 10 декабря двадцатого года Сёва (1945) его не стало. На тот момент господину Фудзисиро было сорок три года.
Сибата Мицуо в переиздании «Сборника «Новых мечей». Закалка и символы подписей» (Синто Сю. Хамон то Мэйдзи) написал: «Настоящая книга является посмертным изданием моего учителя Фудзисиро Ёсио…
Некоторые в моем окружении опасались по поводу целесообразности этого повторного издания…. Их опасения были связаны с тем, что за это время в мире мечей, который переживал бум на старину, шел процесс развития, в связи с чем высказывались опасения – а не устарела ли эта книга? И если даже в ней имеется некая ценность, то не ушли ли далеко вперед современные исследования в области меча?…
Однако глядя на эту книгу, перед моими глазами встают мечи-шедевры прошлых и нынешних времен. Произведения искусства, которые лежат в основе наших понятий о прекрасном, с течением времени не умирают…
Если бы эта книга вопреки течению времени вновь внесла бы струю свежести в мир мечей, то это принесло бы несказанную радость ушедшему от нас господину Фудзисиро. Мне, одному из более двадцати его учеников, известно, сколько усилий было потрачено господином Фудзисиро, когда он готовил эту книгу к изданию. Именно поэтому я испытываю столь глубокие чувства. И молюсь за него…». (Синто Сю. Хамон то Мэйдзи, 1965).
Фудзисиро Ёсио (1902 – 1945)
(Сборник статей Британского общества меча, № 141, 1989 г.)
Из личной библиотеки.
Жизнь Фудзисиро Ёсио предоставляет пример того, как человек, находясь в разных ипостасях: полировщика, исследователя и эксперта, автора книг, продавца, – искренне отдается любимому делу и профессии. Его наследие знакомит с миром японского меча, демонстрируя, что история оружейного искусства, вехи его становления и развития, подробно изучались, осмысливались и излагались в письменных трудах. Это, несомненно, не отменяет того, что отдельные вопросы остаются открытыми и по сегодняшний день, в ходе исследовательской работы устанавливаются ранее неизвестные факты и рождаются новые предположения. В предисловии к «Большому обозрению «Новых мечей»»/Синто Тайкан, его автор Иимура Ёсиаки отметил: «Мы полагали, что «Новые мечи» относятся к числу реально существующих, которые сравнительно просто найти, и изучение которых не вызовет особых осложнений. Однако на практике все оказалось не так: выяснилось, что здесь много неясного и не до конца известного…» (Синто Тайкан, том I, 1976). К таким открытиям вряд ли можно отнести «изыскания» людей, самостоятельно причисливших себя к историкам и специалистам данной конкретной области – японское оружейное искусство. Но, пожалуй, самое страшное и подчас непоправимое, когда процесс их познания, связан с вмешательством в судьбу оружейных произведений путём шлифовальных камней и бездарного переустройства оправы, а результатом становится не очередная книга в лучшем случае скомпилированная из доступных источников, а полностью либо частично утраченное творение, дошедшее до этого дня сквозь столетия.