Японский военный меч и затворное устройство Иида.
                                                               А.В.Толстых
                                                              Историк, эксперт Минкультуры России
                                                              (Японское оружейное искусство).
             Реставрация императорской власти/Мэйдзи исин  в стране
Восходящего солнца запустила ряд радикальных преобразований, целью
которых было создание государства, не уступающего западным державам, вынудившим Японию заключить неравноправные договоры. Важной частью реформ стало создание армии и военно-морского флота по иностранному образцу.
      В первые годы реформ военнослужащие широко использовали с новой императорской формой самурайские мечи, что подтверждают сохранившиеся фотоснимки и о чём, в частности, в своих воспоминаниях упоминал генерал Нара Такэдзи (1868 – 1962 гг.)1. С появлением в 70 – 80-х годах XIX столетия регламентированных моделей клинкового оружия офицеры армии и флота, тем не менее, не перестали использовать с оправами установленного образца старые фамильные мечи. Все знали, что в 1877 году (10 год Мэйдзи) в ходе «Войны на юго-западе»/Сэйнан сэнсо, когда императорским силам пришлось противостоять восставшим самураям Сацума под предводительством Сайго Такамори (1827 – 1877 гг.), сабли европейского типа зарекомендовали себя не лучшим образом.
Несмотря на упразднение сословий и де-юре признания правительством Мэйдзи равенства в правах всех граждан страны, именно бывшие самураи (преимущественно из юго-западных княжеств) заложили
основу новых вооружённых сил и стали главными конструкторами
японской военной машины. Уже в 1882 году (15 год Мэйдзи) в провозглашённом «Императорском указании военнослужащим»
/Гундзин тёкую  в первом из пяти постулатов реанимировалась самурайская мораль: «…всей душой хранить верность долгу, помня о том, что долг тяжелее горы, а смерть легче лебяжьего пуха»2.
С началом преобразований Мэйдзи ко многим атрибутам прошлого, включая самурайский меч, относились как к «совершенно бесполезным вещам»/муё-но тёбуцу, их стыдились и признавали нецивилизованными. Однако в конце XIX – начале XX веков японское общество планомерно пришло к отказу от слепого подражания Западу.
Произошёл пересмотр отношения к собственно японскому наследию, в
котором важное место занимали самурайская культура и воинские традиции прошлого, отринутые первыми реформаторами Мэйдзи.
В поисках примеров, достойных подражанию молодыми подданными императора, государственная пропаганда обратила свой взор к героям самурайской истории, самым ярким из которых народу Японии был идеализированно представлен полководец Кусуноки Масасигэ (1294 – 1336 гг.)3
     В этой атмосфере по-новому зазвучали наставления сёгуна Токугава Иэясу (1543 – 1616 гг.) о бережном отношении к мечу – «душе воина».
Победы Японии в войнах с Китаем (1894 – 1895 гг.) и с Россией (1904 –
1905 гг.), а также вхождение в блок держав-победителей в Первой мировой войне (1914 – 1918 гг.), пробудили национальное единство и позволили военным занять особое положение внутри страны.
      В токийской газете «Асахи симбун»  от 17 декабря 1933 года
(8 год Сёва) под заголовком «Новый военный меч армии»/Рикугун-но
син-гунто сообщалось о реформе военных мечей. Спустя два месяца, в
феврале 1934 года, был обнародован Императорский эдикт №26 /Тёкурэй №26 Сёва кунэн нигацу, в соответствии с которым для
армейских офицеров вводилась новая модель меча – «Армейский военный меч тип 94″/рикугун кюдзюён сики гунто, базировавшаяся на
традиционных японских тати (мечах) времён Камакура (1185 – 1333 гг.). В военных кругах, значительно укрепивших своё влияние в японском обществе после успехов Императорской армии в Маньчжурии, отказ от европейских моделей и появление оружия, воспроизводившего самурайский меч, были встречены с одобрением. Адмирал флота Коидзуми Тикахару (1878 –1943 гг.) в своей книге о военных мечах упоминает, что еще в 1900 году (33 год Мэйдзи) во время «Инцидента на севере Китая»/Хокусин дзихэн4 японские офицеры, принимавшие участие в боестолкновениях с восставшими, высказывались резко против мечей европейского типа, состоявших на вооружении5.
       В мае 1938 года (13 год Сёва) на фоне новой войны в Китае,
начавшейся в 1937 году (12 год Сёва), был издан Императорский эдикт
№ 392/Тёкурэй №392 Сёва кунэн нигацу, касавшийся военной формы, а также внесены изменения в модель армейского офицерского меча, которая стала известна как «Армейский военный меч тип 98″/рикугун кюдзюхати сики гунто. Образец 1938 года имел ряд отличий от меча 1934 года, главным из которых был отказ от двух обоймиц на ножнах в пользу одной. Выпуск мечей 98 типа продолжался до 1944 года (19 год Сёва), когда в условиях острой нехватки сырья они были заменены на более утилитарный армейский образец.
       Во время военных действий на территории материкового Китая в
японской Императорской армии к одному из подразделений по ремонту и переоснащению военных мечей был прикомандирован специалист по мечам Иида Кунитаро (1890 – 1979 гг.). До реставрации Мэйдзи представители фамилии Иида служили знатному самурайскому дому Найто в провинции Синсю, а затем один из предков Кунитаро избрал семейным делом торговлю мечами (компания «Коэндо»). В Токио семьёй Иида был открыт большой магазин, который предоставлял своим покупателям широкий выбор самурайских мечей и защитного вооружения. Находясь в действующей армии, Иида Кунитаро разработал специальное устройство для личного оружия офицеров – «Модель затворного устройства Иида»/Иида сики дзёгай, которое помимо фиксации меча обеспечивало большую сохранность клинка в полевых условиях, надёжно защищая устье ножен.

«При обнажённом мече на дне ножен скапливалась дождевая вода или
речная во время переправы, и это приводило к коррозии клинка, что
тревожило военнослужащих. Именно поэтому почтенный Кунитаро и
задался мыслью изобрести нечто такое, что этому будет препятствовать»6.
       Запатентованное устройство Иида дало офицерскому оружию
(включая морские образцы) тот уровень защиты клинка от агрессивной
среды, который не могли обеспечить обычные механизмы зажимной скобы, устанавливаемые на военных мечах. В наши дни редкие мечи с затворным устройством Иида являются желанным объектом приобретения для коллекционеров.
       После окончания Второй мировой войны Иида Кунитаро активно
участвовал в движении по возрождению искусства японского меча. Его
третий сын Иида Кадзуо, родившийся в 1934 году, стал одним из ведущих исследователей и экспертов в области мечей.
Иида Кунитаро скончался в больничных стенах 17 сентября 1979 года
(54 год Сёва) в префектуре Тиба.
      В поисках информации о запатентованном устройстве Иида и его
создателе (Иида Кунитаро) автор данной статьи обнаружил интересный
очерк Оокоти Цунэхира (1925 – 1986 гг.) 1981 года, в котором господин
Оокоти упоминает о своём общении с сыном Иида Кунитаро.
«Я созвонился с проживавшим в глубинке господином (Иида) Кадзуо,
который был удивлен моему звонку и сообщил, что у его старшего брата от отца остался только один меч, который он хранит у себя дома…
Почтенный Кунитаро до последних дней хранил это косираэ в углу
огромного сейфа и временами доставал его, чтобы вспомнить дни своей
молодости. Торгуя мечами, он расставался с разными известными мечами, но этот меч со своим устройством он не хотел выпускать из рук.
Для меня как коллекционера военных вещей этот меч представляет
ценную редкость…»7.

Примечание:

1Нара Такэдзи. Нихонто то рикугунто. Японские мечи и военные армейские мечи. Год издания неизвестен. С. 6, 7 (на японском языке).
Нара Такэдзи (1868 – 1962 гг.) – генерал Императорской армии Японии, участник войн с Китаем (1894 – 1895 гг.) и Россией (1904 – 1905 гг.), а также Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.). В 1921 году в качестве адьютанта сопровождал в путешествии по Европе наследного принца – будущего императора Сёва. Был удостоен титула барона.
2Письменные памятники Востока. Институт востоковедения РАН. № 1 (4) 2006, стр. 48
3Кусуноки Масасигэ (1294 – 1336 гг.) – преданный полководец императора Го-Дайго. Совершил самоубийство после поражения его войск от сил Асикага Такаудзи в сражении при Минатогава в 1336 году. Образ Кусуноки Масасигэ в японской истории стал эталоном воинской доблести и самурайской чести.

4Имеется в виду восстание ихэтуаней в Китае 1898 – 1901 годов (Боксёрское восстание), в подавлении которого, среди прочих, принимал участие японский экспедиционный корпус, понесший большие потери.
5Коидзуми Тикахару. Гунто. Военные мечи. Токио: Токё суйкося. 1938 года Стр. 54 (на японском языке).
6Оокоти Цунэхира. Тэйкоку рикукайгун гунто моногатари. Повествование об императорских армейских и морских военных мечах (Часть вторая). Ежемесячное издание «Восхищение». Токио: Токэн
Сибата. 1981 № 192 Стр. 10 (на японском языке).